КАКУЮКЛАССИФИКАЦИЮ МЕТОДОВ И ФОРМ ВОСПИТАНИЯПРЕДЛАГАЕТ НАУКА?

Методы воспитательного воздействия — это конкрет­ные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспи­танников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспита­телем.

Выбор и осуществление методов осуществляется в соот­ветствии с педагогическими целями (оперативными, так­тическими, стратегическими), которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возраста, индивидуально-типологических особенностей учащихся, уровнем воспитанности конкретных коллективов. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с ко­торыми они связаны. Средствами воспитания являются преж­де всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педаго­га-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без него.

Для практической работы педагога больше всего подхо­дит следующая классификация методов воспитания:

• методы убеждений, с помощью которых формируются
взгляды, представления, понятия воспитуемых, проис­
ходит оперативный обмен информацией ( внушение, по­
вествование, диалог, доказательство, призывы, убежде­
ние);

• методы упражнений (приручении), с помощью которых
организуется деятельность воспитуемых и стимулируют­
ся ее позитивные мотивы (различные виды заданий на


Часть II. Педагогика_________________________________________ 5ОО

индивидуальную и групповую деятельность в виде пору­чений, требований, состязания, показа образцов и при­мера, создание ситуаций успеха);

• методы оценки и самооценки, с помощью которых про­изводится оценивание поступков, стимулирование дея­тельности, оказывается помощь воспитуемым в саморе­гуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

Формы воспитания — способы организации воспита­тельного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины «воспитательное мероприятие», орга­низационные формы воспитания». Мероприятие — органи­зованное действие коллектива, направленное на достиже­ние каких-либо воспитательных целей.

В процессе коллективного планирования, подготовки и проведения мероприятий создается обстановка сотворчества, что способствует развитию личности, коллектива, разви­тию внутриколлективных отношений. Мероприятие реали­зуется как целенаправленное взаимодействие педагога-вос­питателя с каждым учащимся, учебным коллективом в целом, направленное на решение определенных воспита­тельных задач.



В педагогической литературе единого подхода к класси­фикации форм воспитательной работы нет. Наиболее рас­пространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организова­ны учащиеся: массовые формы (участие всего класса), круж­ковая — групповая, индивидуальная. Заслуживает внимание подход к определению форм воспитательной работы, свя­занный с направлениями воспитательной деятельности, например, для организации познавательно-развивающей де­ятельности учащихся более подходят такие формы как вик­торина, аукцион знаний, конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», конкурс проектов, деловые игры, научные кон­ференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров и т. п.) При осуществлении задач нравственного воспита­ния могут применяться такие формы как диспут, круглый


5О1__________________________ Раздел 7. Проблемы воспитания

стол, беседа на этические темы, телемост, акция милосер­дия, литературно-музыкальная композиция и т. п. Выбор форм воспитательной работы определяется на основе науч­ных принципов воспитания. Для каждого детского коллек­тива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организа­ции воспитательного процесса, тем он эффективнее. В ос­нове выбора форм воспитательной работы должна нахо­диться педагогическая целесообразность.

Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемого эффекта. Опытные педагоги стремятся ис­пользовать многообразие форм воспитания.

7.8. КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

В комплексном воспитательном процессе можно выде­лить следующие направления: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и профессиональное воспитание. Кратко раскроем основные направления вос­питательной работы.

Содержание физического воспитания:

• совершенствование организма человека (известно, что от
физического состояния зависит успешность учебной, про­
фессиональной деятельности, счастье всей жизни чело­
века); совершенствование организма предполагает разви­
тие двигательной и костно-мышечной систем, нервной
системы, мускулатуры для сохранения и укрепления здо­
ровья человека;



• просвещение учащихся в вопросах физической культуры
и личной гигиены;

• формирование механизма физического самовоспитания,
стимулирование самовоспитания воли, выносливости,
настойчивости, самодисциплины;

• разностороннее развитие конкретных спортивных умений
и мастерства;


Часть II. Педагогика________________________________________ 5О2

развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устой­чивости нервной системы, появление хорошего самочув­ствия;

• индивидуальная работа с физически одаренными ребята­
ми с учетом их интересов и склонностей.

Содержание умственного (интеллектуального) воспита­ния:

развитие интеллекта посредством развития всех познава­тельных функций человека — психических процессов ощу­щения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;

просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;

• формирование механизма самоорганизации умственной
деятельности;

развитие индивидуальных интеллектуальных способнос­тей и познавательных возможностей учащихся;

• развитие сознания и самосознания учащихся, их творче­
ского потенциала;

формирование профессионального мышления.

Умственное воспитание осуществляется прежде всего через образование и обучение.

Содержание нравственного воспитания:

• моральное воспитание — формирование сознания, нрав­
ственных чувств и навыков нравственного поведения;

• этическое воспитание — формирование правил хорошего
тона, культуры поведения и отношений;

• патриотическое воспитание — формирование чувства люб­
ви и ответственности за свою Родину, формирование
готовности прийти на защиту Родины и своего народа;

• национальное и интернациональное воспитание — фор­
мирование чувства национального достоинства и уваже­
ния к другим нациям и народам;

• политическое воспитание — формирование политическо­
го сознания;

В свою очередь, каждое из этих направлений включает:

• формирование духовных начал человека, его стремления
к познанию себя и своего места на земле, в космосе;


5ОЗ__________________________ Раздел 7. Проблемы воспитания

• нравственное просвещение в вопросах морали, этики,
политики (мораль представляет собой совокупность пра­
вил, норм поведения людей, их обязанности по отноше­
нию к себе, к другим людям, к обществу, критерии
различия зла и добра, хорошего и плохого, достойного и
позорного);

• развитие механизмов нравственного самовоспитания, са­
морегуляции поведения;

• воспитание чувства личной ответственности за свои по­
ступки и деятельность;

• формирование не только взглядов и отношений, но и
убеждений человека. Убеждения — это глубокая вера че­
ловека в идеи, взгляды, отношения, требующая реали­
зации в поведении и поступках человека.

Содержание трудового и профессионального воспитания: в формирование потребности в труде, воспитание челове­ка-труженика, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя и общества;

• формирование общетрудовых знаний, умений и навы­
ков, положительного, сознательного и творческого от­
ношения к труду;

• профессиональное просвещение в области труда и произ­
водственной деятельности, экономики и права;

• развитие механизма самообучения в сфере труда и про­
фессиональной деятельности;

• профессиональная ориентация — подготовка молодежи к
выбору профессии, формирование интереса к ней;

• профессиональное образование на основе профессиональ­
но-производственного труда учащихся;

• профессионально-правовое воспитание — передача уча­
щимся сведений о законах и нормах, имеющих юриди­
ческую силу в области трудовых и производственных от­
ношений.

Содержание эстетического воспитания: » развитие эстетического восприятия окружающего мира и способностей ценить и создавать прекрасное;

• развитие эстетических чувств и эмоций, развитие вооб­
ражения;

• эстетическое просвещение учащихся в области искусства,
культуры, объектов природы;


Часть П. Педагогика________________________________ 5О4

• индивидуальное эстетическое воспитание, направленное
на развитие художественных задатков, способностей и
склонностей учащихся;

• формирование механизма эстетического самообразования;

• формирование эстетических отношений, восприятия,
чувств, вкуса и идеала.

7.9. КАКОВЫ ПРИНЦИПЫ И СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ?

Начальной структурной единицей общества, закладыва­ющей основы личности, является семья. Она связана кров­ными и родственными отношениями и объединяет супру­гов, детей и родителей. Брак двух людей — еще не семья, она появляется с рождением детей. В воспроизводстве чело­веческого рода, в деторождении и воспитании детей зак­лючены основные функции семьи.

Семья — это социально-педагогическая группа людей, пред­назначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья — это такое образование, которое «охва­тывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбонос­ная значимость семьи в развитии личности растущего че­ловека общеизвестна.

Семейное воспитание — это система воспитания и обра­зования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание — сложная система. На него влия­ют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспечен­ность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отно­шение к ребенку. Все это органично переплетается и в каж­дом конкретном случае проявляется по-разному.

Каковы задачи семьи?В общем они состоят в том, чтобы:



6523496624941683.html
6523510181790361.html
    PR.RU™