Тьютор работает в открытом образовательном пространстве

Уточним в связи с этим:

Закрытое образовательное пространство - это пространство, в котором существует определенный путь, которым надо провести ученика. Заранее известен и тот образ, к которому надо его привести. Идеал закрытого образовательного пространства - это определенный Учитель, его Школа, его конкретные методы преподавания. На уровне философской антропологии необходимость закрытого образовательного пространства задается необходимостью формирования самодисциплины и воли для освоения обязательной учебной программы.

Открытое образовательное пространство предоставляет учащемуся выбор образа и выбор пути. Идеал открытого образовательного пространства - представленность для ученика множества различных школ. Открытое образовательное пространство не формирует определенный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения.

В закрытых образовательных пространствах само пространство для обучающегося не представлено, так как там заранее внешним образом определены и простроены все траектории его движения. А любая заранее выстроенная программа обучения закрывает для ученика возможность обсуждать другие варианты его движения.

В открытых же образовательных пространствах именно само пространство (совокупность его качественных измерений) и его организация, становятся, в первую очередь, предметом обсуждения, так как каждое из измерений в этом открытом пространстве имеет множество параллельных возможностей и подразумевает определенную свободу выбора. Таким образом, открытое образовательное пространство позволяет учащимся вырабатывать качества ориентации и самоопределения.

Исследователь Ковалёва Т.М. выделяет три типа различных тьюторских практик, каждый из которых предлагает собственные основания для соорганизации различных образовательных предложений в индивидуальную образовательную программу и соответственно задает определенный тип тьюторского сопровождения. Это:

1. Тьюторская практика дистанционного образования (информационный контекст).В системе дистанционного образования обосновывается главная цель открытого образования, которая заключается в умении жить в информационном обществе и использовать все его возможности. Моделью открытого образования в данном случае является сама модель использования человеком информационных технологий, и именно под эту задачу начинает работать тьюторское сопровождение, помогая своему подопечному выстраивать обучение, используя навыки работы в Интернет-среде.



2. Тьюторская практика открытого образования (социальный контекст).В социальном контексте открытое образование обсуждается в неразрывной связи со становлением открытого общества. Одним из главных идеологов такого рассмотрения открытого образования является Джордж Сорос. В этом случае главной целью открытого образования является умение жить в мире, где сосуществуют на паритетных началах разные культуры, присутствуют разные логики и разные типы мышления. Основными качествами при этом становятся толерантность, коммуникативность, - как умение слушать собеседника, понимать другую точку зрения и строить диалог, умение работать в группе и т.д.

Соответственно усилие педагогов в этом случае направлено на разработку и использование таких открытых социальных технологий ("Дебаты", "Робинзонада", Школьный парламент, Гражданский форум и т.п.), которые затем позволят через открытое образование воссоздать институты гражданского общества. Таким образом, в данном контексте - открытое образование понимается прежде всего как реализация политики становления открытого общества.

3. Тьюторская практика как сопровождение индивидуальной образовательной программы (антропологический контекст)Открытое образование в антропологическом контексте представляется, в первую очередь, как пространство всех возможных ресурсов для собственного образовательного движения любого человека. Главная цель открытого образования в этом случае - научить человека максимально использовать различные ресурсы для построения своей образовательной программы. Именно он, а никто другой, являясь заказчиком на свое образование, сам проектирует содержание своего образования и сам несет за это риски и ответственность, обладая в конечном итоге тем или иным уровнем образованности.



Тьюторская практика в этом антропологическом контексте реализует, в первую очередь, сопровождение всего процесса проектирования и построения подопечным своей образовательной программы, начиная от работы с его первичным познавательным интересом, углублением этого интереса за счет образовательных исследований или проектов, специальной работы по формированию этого проекта, как образовательного, и до тьюторского консультирования в области профессиональных образовательных программ.

Директор школы должен понимать:

если образовательная программа школы не позволяет детям выходить на индивидуальные программы, то тьютор не нужен вообще и не надо запутывать детей, учителей и родителей этой непонятной фигурой.

А если в школе есть история и культура работы с индивидуализацией, тогда есть место для новых профессионалов.

То есть, вакансия-то тьютора появилась, но каждая школа сама должна решать, нужны ли тьюторы, есть ли вообще в школе место для их работы.

СРС: В свете стандартов нового поколения, предлагаем познакомиться с Программными материалами: см. серию «Работаем по новым стандартам:

а) Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности: Игра. Досуговое общение.- М: 2011.;

б) Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Развитие познавательных способностей учащихся..5-8 классы.;

в) Григорьев Д.В. Патриотическое воспитание и российская идентичность школьников;

г) Баранова Ю.Ю. и др. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся.-(нач.школа);

д) Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение.-М:2011;

е) Иванов А.В. Портфолио в основной школе; и Мой портфолио 5-9класс; ж) Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.- М.: 2011.


6522037117379219.html
6522075091368407.html
    PR.RU™